• УДМ
  • Добро
  • Нац проекты
  • Добро
  • АИС «Молодёжь России»

     

     

  • Добро
Главная \ Рецензия на фильм «Время первых»

Новости

« Назад

Рецензия на фильм «Время первых»  11.04.2017 11:25

«Время первых» – выход за пределы

Новый отечественный байопик «Время первых» о первом выходе человека в открытый космос Анапа увидела раньше всей страны благодаря предпремьерному показу, который организовала сеть кинотеатров «Монитор». О плюсах и минусах одного из самых ожидаемых российских релизов года – наш материал.

К ярчайшим страницам отечественной истории – эре покорения космоса – наш кинематограф, как ни странно, в последнее время обращался нечасто, хотя харизматичных героев и ярких событий здесь столько, что на десяток фильмов с лёгкостью хватит! В 2013 году на экраны вышел «Гагарин. Первый в космосе», который, несмотря на легендарного заглавного героя и интереснейшую тему, сокрушительно провалился в прокате: при бюджете в 7 млн долларов фильм заработал всего лишь чуть больше 1 миллиона. Невнятная рекламная кампания послужила тому виной, скромное количество сеансов или сам фильм получился не слишком выдающимся, спорить уже бессмысленно.

К выходу следующего проекта о покорителях заоблачных высот подход был более деловой – не случайно продюсером выступил гуру пиара Тимур Бекмамбетов. Раскрутка началась задолго до премьеры, в Сети появлялись то тизер, то эффектный постер, и, конечно, не обошлось без главного двигателя рекламы – громких скандалов. Первый был вызван тем, что с режиссёрского поста из-за творческих разногласий ушёл талантливый, но дерзкий и «неудобный» режиссёр Юрий Быков («Дурак», «Майор»), чьё имя даже не включили в титры, хотя, по слухам, он успел отснять треть материала. 

Второй нешуточный всплеск обсуждаемых новостей и откровенной ругани в околокиношной среде породила «заруба» между Министерством культуры РФ и прокатчиками. Чиновники настаивали на том, чтобы две недели апрельского проката были «зачищены» от крупных голливудских релизов и космической истории предоставили максимальное количество экранов. Так, они требовали сдвинуть на неделю позже запланированного мировую премьеру «Форсажа 8». В свою очередь, киносети, рассчитывающие заработать на пользующейся сумасшедшей (и при этом неоправданной) популярностью скоростной франшизе, пригрозили, что тогда они дадут «Времени первых» только худшие сеансы.

Решился спор более-менее мирно: Вин Дизель и его друзья отправятся опустошать карманы поклонников саги, как и было заявлено, 13 апреля, однако российский байопик сохранит доминирующее количество сеансов (не менее 35 % в день) в течение двух недель и будет прокатываться до начала мая с очень незначительным их уменьшением.

Но не будем о печальном. Лучше поговорим о самом фильме. 

В марте далёкого 1965 года состоялось эпохальное событие: человек впервые вышел в открытый космос. Этим смельчаком был лётчик Алексей Архипович Леонов, ставший главным героем «Времени первых». 

Международная политическая обстановка на тот момент сложилась сложнейшая: за лидерство в космической гонке ожесточенно боролись две сверхдержавы – СССР и США, и Союзу было стратегически важным опередить конкурентов. Причём каждый новый старт, хотя и был просчитан до мелочей, успешного исхода не гарантировал: оборудование, многократно протестированное на земле, отказывалось работать должным образом в полёте, когда изменить что-либо было попросту невозможно.

О том, какой сложной ценой была достигнута очередная победа СССР в космических соревнованиях с американцами, о мужестве и граничащей с безумием самоотверженности наших космонавтов, которые отправлялись в полёт на кораблях, походящих на металлические коробки – ад для клаустрофоба! – и рассказывает «Время первых».

В фильме можно во всех подробностях увидеть и подготовку к старту, и исторический момент, когда Леонов парил в невесомости в открытом космосе, и дальнейшие злоключения экипажа, которые стали достоянием гласности совсем недавно. Ведь в том полёте очень многое пошло не так, и космонавты не раз были в шаге от смерти.

Тандем главных героев воплотили Евгений Миронов, который давно мечтал сыграть Алексея Леонова и даже похож на него внешне, и Константин Хабенский, утверждённый на роль военного лётчика Павла Беляева без кастинга. Однако мощнее и целостнее на экране выглядел Владимир Ильин, сыгравший знаменитого конструктора Сергея Королёва. Этот постоянно хмурый, переживающий до боли в сердце и за экспедицию, и за всю отечественную космонавтику человек не боялся в экстренных ситуациях принимать непопулярные решения, за которые вполне мог вновь отправиться в лагеря.

К сожалению, остальных героев, несмотря на продолжительный хронометраж в 2 часа и 20 минут, продемонстрировали очень схематично. Шаблонные жёны и дети, архетипичные военные и КГБшники – хоровод лиц, мгновенно выветривающихся из памяти после сеанса.

Зато космическую составляющую фильма упрекнуть в чём-либо сложно. Завораживающая картинка проплывающей под Леоновым Земли, рассыпанные в антрацитовой бесконечности звёзды наполняют ощущением бесконечной красоты и одновременно пугают враждебностью этого лишённого эмоций холодного мира, где любая ошибка, любой неверный шаг могут стоить жизни крохотному человеку, отважившемуся бросить вызов небу. 

Потому переживаешь за героев всей душой, несмотря на то, что финал полёта известен ещё из школьных учебников по астрономии, и хватаешься за подлокотники в особенно напряжённых и драматичных моментах. 

«Время первых» трудно назвать блокбастером – это не высокотехнологичный аттракцион подобный «Гравитации» или недавнему «Живому», где что-то постоянно взрывается, а действие пружинно разворачивается с первой минуты и до финальной. Дмитрий Киселёв (режиссёр «Чёрной молнии» и ужасного ремейка «Джентльмены, удачи!») снял довольно созерцательное, неспешное кино, которое от этого не становится хуже. Что вредит фильму, так это чрезмерная шаблонность отдельных линий и ходов, по которой, кажется, строятся все современные отечественные байопики, и недостаточное раскрытие персонажей. Даже про космонавта Беляева, без которого этот полёт мог бы завершиться совсем по-иному, зритель узнаёт крайне мало, хотя человеком он был неординарным.

Тем не менее, несмотря на все недостатки, «Время первых» – то самое кино, которое хочется порекомендовать и всем представителям поколения звёздных мальчишек, рождённых в СССР и с детства мечтавших о космосе, и современным детям. Они должны знать о людях, которыми по праву гордится наша страна, о тех, кто не только жил в историческое время, но и творил историю сам.

Фото с сайта kinopoisk.ru

P.S. Автор выражает благодарность киноцентру «Монитор на Красной площади» (Анапа) за приглашение на специальный предпремьерный показ. 

Сергей Лёвин